10.12.2021

Продолжение обзора и анализа проекта изменений в раздел III методики. Часть 3

В предыдущей части статьи был открыт вопрос анализа изменений в раздел методики «Локальная смета». В рамках его первым было начато рассмотрения проекта обновленного пункта 42 приказа 421, который отвечает за округление расчетных значений форм СЗ, ССРСС, ОСР и ЛСР. Напоминаю, что в нативном тексте, данные в ЛСР округлялись по 2х знаков после запятой в случае базисно- индексного метода и до целых для ресурсного и ресурсно- индексного метода. Для сводных форм- 2 знака после запятой, вне зависимости от метода расчета. Корректировка, предусмотренная п. 14 приказа 258/пр, предлагает изложить этот пункт в новой редакции (рис. 6)

Рис. 6

Т.е., вне зависимости от метода расчета, итоговые показатели ЛСР округляются до целых рублей. Для сводных форм порядок округлений остался прежним.

Однозначно можно сказать одно, положение об округлении расчетных значений будет крайне востребовано в различных сметных ПО, т.к. округление непосредственно влияет на результат калькуляции. Реализация такого функционала остается за различными вендорами автоматизирующих сметных решений. Порой реализацию выполнения такими решениями отдельных положений новых нормативных документов приходится ждать месяцами, делать большой объем работы руками в редактируемых электронных таблицах. Это крайне негативно влияет на срок подготовки документации и рабочие процессы в целом. Следовательно, крайне важно использовать передовые сметные автоматизированные решения, разработчики которых постоянно отслеживают проекты изменений в методическую часть и заранее включают их в релизы своих сметных программ. Например, программное решение для расчета и составления смет SmetaWIZARD уже имеет сборку с набором настроек под изменения приказа 258. Другими словами, при необходимости, ставите «галочку» и ваша смета формируется с учетом положений методики, учитывая ее изменения, например, в округлении.

Немаловажен и следующий пункт проекта изменений- п.15. Распространяется он на пункт 45 приказа 421/пр, который раскрывает методы применения индексов пересчета в зависимости от их типов, ранее установленных в п.11 того же документа. Пункт 15 разъясняет как действовать в случае, когда необходимо перевести в уровень цен, определенный как текущий стоимость погрузочно-разгрузочных работ и перевозки грузов, но соответствующих индексов нет. Теперь, если в выпускаемых индексах нет информации для этих работ, то применяются индексы на СМР по письму Минстроя, а если и таковых не имеется, то применяется индекс на эксплуатацию машин и механизмов.

Рассмотрим крайне интересный пункт, введение которого повлечет за собой изменения не только в общих положениях новой методики, но и в приложениях к ней и даже в примечаниях к этим приложениям. Пунктом 16 приказа 258 внесены в п.63 приказа 421. Резюмирую его полное содержание приведенным рисунком (рис. 7).

Рис. 7

Пункт 16 вносит дополнение к приведенному приложению в виде порядка определения затрат на дополнительную перевозку грузов. Определяется разница расстояния, указанного в ПД или ТД, и расстояния, учтенного сметными нормами или расценками. Напоминаю, это 30 км. Потом умножается на стоимость (с учетом индексации) перевозки одной тонны перевозимого груза с учетом его объема. Получившееся значение записывается отдельной строкой с ссылкой на код строительного ресурса (т.е. перевозимого груза), к которому рассчитана такая затрата. И еще один момент. Эта стоимость может входить в разные составляющие затрат. Когда перевозим материалы- в материалы. Оборудование- в оборудование. Данное изменение подкрепляется примером содержания строк дополнительной перевозки в рамках таблиц, приведенных в приложениях к приказу для ЛСР (рис.8),

Рис. 8

а также и в рамках спецификаций для вида представления итогов по смете (рис. 9)

Рис. 9

*В качестве примера приведены виды таблиц для ЛСР и итога по смете для базисно-индексного метода при индексации стоимости единым индексом на СМР в итогах по смете.

Но будут ли приведенные рекомендации проекта изменений легко и быстро закрываться на практике? Уверен, что да. С привлечением средств комплексной автоматизации управления затратами в строительстве. А как думаете вы? Напишите свое мнение в комментариях, было бы интересно подискутировать на эту тему. А на этом завершаем обзор изменений в III раздел и перейдем к следующему блоку приказа 421.

Продолжение следует