Большинство сметчиков слышало о реформе ценообразования в строительстве. Реформа была запущена в 2015 году по поручению Президента РФ. Реализовывать реформу было поручено Минстрою России совместно с Главгосэкспертизой. Напомним, что ключевыми задачами реформы является переход на ресурсную модель определения сметной стоимости и появление Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Кроме того, сам ресурсный метод составления смет «по-новому» предполагает многократное увеличение трудоемкости составления смет. Ведь планируется, что, помимо собственно составления сметы, сметчику будет необходимо составлять калькуляции транспортных расходов и выполнять еще ряд дополнительных расчетов, по которым пока даже методические документы не дают конкретных разъяснений.
Все эти перспективы, естественно, привели к существенным волнениям в сметном сообществе. Причем, волнение захватило не только сметчиков и руководителей сметных отделов подрядных организаций, но и сметчиков проверяющих организаций, сметчиков государственных экспертиз. Ведь увеличится не только трудоемкость составления смет, но и, естественно, трудоемкость проверки смет.
Так что же со сроками реализации реформы ценообразования? Наверняка многим известно, что сроки запуска реформы неоднократно сдвигались. Что же изменилось на сегодняшний день? Когда реформа заработает в полную силу и заработает ли?
Как видно, до сих пор есть проблемы с наполняемостью системы ФГИС ЦС ценами на строительные ресурсы. Создается впечатление, что реформа, как минимум, "забуксовала". 23 ноября 2018 на сайте Минстроя РФ была размещена интересная статья, в которой заместитель главы Минстроя Дмитрий Волков поделился планами по реформированию системы ценообразования. Интересен тот факт, что в своем выступлении на IV Всероссийском совещании организаций государственной экспертизы Дмитрий Волков признал, что одномоментный переход на ресурсную модель ценообразования невозможен. Вот его цитата: «Переход на ресурсный метод в короткие сроки может привести к негативным последствиям для строительной отрасли». Таким образом, из слов Дмитрия Волкова следует, что затягивание сроков реализации реформы – это даже плюс, который поможет избежать негативных последствий. Любопытное заключение, которое звучит как оправдание за сорванные сроки. И еще вдвойне любопытно, если проанализировать, какие колоссальные средства из бюджета потрачены на реализацию реформы. Судя по публикации на портале РБК от 13 декабря 2018 года: «Счетная палата отметила безрезультатность реформы ценообразования в области строительства, провести которую президент поручил еще в 2015 году. С тех пор на нее было потрачено почти 2 млрд руб.»
Что же ждать от реформы и когда ее ждать? Покажет время. Хочется верить, что руководители Минстроя и руководители Главгосэкспертизы понимают всю ответственность, возложенную на них. И хочется верить, что слова Дмитрия Волкова о том, что работа по реформированию будет производиться в тесном сотрудничестве с профессиональным сметным сообществом – не пустой звук. Ведь именно сметчики-профессионалы могут дать рулевым реформы грамотные разъяснения, проконсультировать, «направить» реформу в нужное русло. И есть основания надеяться, что так оно и будет. А пока продолжаем работать по-старому, не забывая отслеживать последние новости «с полей реформы».
Рекомендуем курсы повышения квалификации: