29.04.2021

Новая методика по определению сметной прибыли. Приказ 774. Часть 3: применение нормативов сметной прибыли

Автор:
Подолянский Константин Владимирович,
аспирант СПБГАСУ (каф. "Экономика строительства"),
преподаватель ИПАП


Порядок калькуляции, методика разработки и применение нормативов сметной прибыли


Следующим вопросом по порядкупредлагаю рассмотреть саму Методику определения сметной прибыли, точнее, порядок ее калькуляции. В разделе 5 приказа 774/пр «Применение сметной прибыли» в полной мере раскрыт этот вопрос. Напоминаю, что в МДС 81-25 этот немаловажный момент растянут на разделы 2-5. Посему ознакомляю Вас со следующей информацией: в начале анализа 5-го раздела новой Методики первым пунктом (п. 11 приказа 774/пр (рис. 7)) указано, что рамках калькуляции не произошло никаких изменений. СП считаем процентом от фонда оплаты труда, как и ранее.


Рис. 7.

Сумма (размер) средств на оплату труда раскрывается в п. 14 новой методики (рис. 8).


Рис. 8.

Обращаю внимание, что порядок калькуляции и ее методика осталась прежней. Изменения содержатся только в обозначении переменных, приведенных в методике формул.

Руководствуясь анализом обсуждаемых документов, в рамках применения нормативов сметной прибыли можно также выделить немаловажные факты. В новой Методике не содержится информации об общеотраслевых нормах СП для строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. В МДС 81-2, ставки сметной прибыли для этих видов затрат содержались в разделе 2, п. 2.1 и п. 2.2 (рис. 9) и составляли 65 и 50 процентов соответственно.


Рис. 9.

Исходя из информации о замене разделов 2-5 25-го МДС пятым разделом новой Методики, уместно задаться вопросом об индивидуальных нормативах сметной прибыли и о методике их определения. Ответ на него — упразднено. В приказе 774/пр не содержится информации о порядке расчета индивидуальной нормы СП.


Приложения к нормативным документам. Ставки и поправки


На этом моменте предлагаю вспомнить о крайне важном спутнике МДС 81-25.2001 — письме от 18.11.2004 г. №АП5536/06. Утверждением этого документа в свое время было отменено приложение 3 к 25-му МДС. Письмо раскрывало порядок применения ставок нормативов сметной прибыли. Как и говорилось ранее, приказ 774/пр содержит в себе не только методику определения, но и порядок применения, а посему справедливо сказать, что отмена 25-го МДС — это фактически отмена письма АП5536/06. Следовательно, сравнение документов продолжится в русле анализа письма и единственного приложения к новой методике.

Приложения и в первом, и во втором случае содержат в себе нормативы сметной прибыли в процентах, классифицированные по видам работ и расположенные в соответствии с градацией сборников ГЭСН 81-02 и приложения к таблицам. Некоторые из видов работ в приложениях новой Методики подверглись более детальному рассмотрению Министерством хозяйства и ЖКХ РФ и были раздроблены на несколько подгрупп. Не буду погружаться в детали изменений в ставках СП в сопоставляемых сборниках, но приведу усредненные примеры сравнения изменений количественного показателя нормативов из интернет-источников:

"…в большинстве случаев произошло снижение нормативов сметной прибыли от 8% до 30% в зависимости от видов работ. В каких-то сборниках нормативы не изменились, в каких-то нормативы перераспределились в зависимости от видов объектов и работ. В строительных сборниках самое малое снижение в «Земляных работах» от 8% до 12%, самое большое снижение в сборниках «Металлические конструкции», «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии», «Берегоукрепительные работы» — тут снижение на 27%. Есть сборники, где не изменились нормативы: «Магистральные и промысловые трубопроводы», «Железные дороги», «Мосты и трубы», «Линии электропередачи» и др. В монтажных сборниках снижение от 10% до 27%, больше всего досталось сборникам: «Деревообрабатывающее оборудование», «Теплосиловое оборудование», «Оборудование предприятий электротехнической промышленности», «Оборудование предприятий полиграфической промышленности». В ремонтных сборниках снижение от 8% до 30%: меньше всего оно в сборниках «Малярные работы» и «Благоустройство», самое большое — в сборниках «Печные работы», «Крыши, кровли», «Полы»."

Как было сказано выше, таблицы приложения содержат не только нормативы СП, но и примечания к ним. О них мы и поговорим, поскольку в примечаниях к приложению 1(3) и 2(4) к письму ап5536/06 приведены поправки для частных случаев, давно вошедшие в нашу жизнь и ставшие неотъемлемой частью расчета стоимости «по упрощенке» или при определении стоимости ремонтно-строительных работ.

Первым делом поговорим о ремонтно-строительных работах. В письме к 25-му МДС, в приложении 1(3), примечании 1 п. 1, содержится поправка 0,85 «при определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001)». С первого взгляда, пробежавшись по приложениям новой методики, напрашивается вывод от том, что коэффициент 0,85 (85%) на указанный вид работ упразднен. Тем не менее, при более детальном анализе можно найти информацию под п. 16 (рис. 10).


Рис. 10.

Другими словами, когда работа выполняется в условиях, приведенных в п. 16 приказа 774/пр (при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту, аналогичных технологическим процессам, выполняемым при новом строительстве, с использованием ГЭСН, сведения о которых в соответствии с положениями сметных нормативов включены в ФРСН), т. е., до недавнего времени — ситуации, в которых применялся коэффициент по п. 4.7 МДС 81-35.2004, а в настоящем — п. 58 приказа №421/пр (новая Методика определения стоимости строительной продукции), заветная поправка применяется. И тут можно поднять вопрос, распространяется ли это на 46-й сборник (Работы по реконструкции зданий и сооружений). Ответ- теперь нет. Если раньше, в соответствии с информацией в письме к 25-му МДС, в приложении 1(3), примечании 1 п. 1 (рис. 11), эта поправка не пересекалась с условиями применения коэффициента по п. 4.7 МДС 81-35 и, тем более, с п. 58 приказа №421 и не указывала исключением 46-й сборник, то, соответственно могла применяться к нормативу СП к расценкам сборника ГСН81-02-46 в качестве повышающей поправки. На данный момент идет прямая ссылка на п. 58 приказа 421, где в подпунктах а и б (рис. 12) разъяснена область применения коэффициента. Ограничения распространяются в соответствии с п. 59 а и б, в частности, на расценки сборника ГСН81-02-46 (59.а).


Рис. 11.


Рис. 12.

В качестве лирического отступления скажу, что данный вопрос всегда являлся достаточно острым, и не исключено, что так будет и сейчас. Здесь изложено мое субъективное мнение, сформированное исключительно на базе информации, приведенной в нормативных документах (актуальных и не очень). Я не претендую на безоговорочную правоту в данном вопросе, посему, если Вы располагаете данными, опытом, разъяснениями или собственным видением по любому из тезисов, представленных относительно вопроса или по статье в целом, то прошу делиться этими ценностями в комментариях к постам, размещенным на официальном Ютуб-канале ВИЗАРДСОФТ.

Перейдем к последнему вопросу касательно освещаемой темы. Упрощенная система налогообложения. В примечании 1 п. 2 к приложению 1(3) и примечании 2 п. 1 к приложению 2(4) письма ап5536/06 содержится информация о применении к нормативам сметной прибыли понижающего коэффициента 0,9 (90%) (рис. 13.).


Рис. 13.

В рамках новой Методики данных о таком коэффициенте нет. Вероятно, это связано с тем, что в приказе 421/пр, который является новой Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ, упоминания об упрощенной системе налогообложения нет. Как было указано в примере выше, приказ 774 имеет прямые пересечения с приказом 421.

На этом обзор новой Методики по сметной прибыли можно завершить и перейти к освещению «второй половинки» из связки косвенных затрат — к накладным расходам. Ведь, как и говорилось ранее, сметная прибыль — статья затрат не одинокая, и, следовательно, вместе с ней изменения затрагивают и их.