Автор:
Подолянский Константин Владимирович,
аспирант СПБГАСУ (каф. "Экономика строительства"),
преподаватель ИПАП
Анализ изменений состава новой методики по разработке и применению нормативов накладных расходов
Вступление
В продолжение темы о новых нормативных документах, регламентирующих разработку и применение ставок сметной прибыли при определении стоимости строительства, важно раскрыть вопрос в отношении не менее значимой составляющей косвенных затрат — накладных расходов. Так же, как и её «коллега» по вопросам стоимостных изысканий сметной стоимости строительной продукции, определяющий средства, предназначенные на покрытие расходов организаций-подрядчиков, материальную стимуляцию трудящихся и на развитие производства (сметная прибыль), доля накладных расходов играет важную роль в сфере ценообразования в строительстве.
Накладные расходы — это затраты, которые не относятся к основному производству напрямую, не входят в оплату труда основного персонала и в стоимость сырья. Но именно эта статья затрат позволяет обеспечить работу всей организации или предприятия, учитывая такие вещи, как амортизация оборудования, аренда офисных или других непроизводственных помещений, расходники, канцелярия, и т.п. Следовательно, внесение изменений в действующую документацию по накладным расходам не может не порождать вопросы в отношении утвержденных корректив и судьбы уже неактуальных положений старой методики, а значит, является крайне значимым событием в строительной отрасли
Стоит еще раз упомянуть о том, что Методика определения накладных расходов, несмотря на свою самобытность, является частью союза нормативных документов, где её партнером по сфере деятельности выступает уже обновленная Методика по сметной прибыли (Приказ №774/пр). Эти два документа являются «парными». Таким образом, накладные расходы не могли миновать внесения изменений, и задача данной статьи — осветить их состав, проанализировать скорректированные положения и удовлетворить все возникшие по этому поводу вопросы.
Хронология развития событий
Начнем с того, что разработка и применение ставок накладных расходов регулировались двумя основными документами — МДС 81-33.2004 (Методические указания по определению величины НР в строительстве) и МДС 81-34.2004 (Методические указания по определению величины НР в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним). Но 25 марта 2021 г. в Минюсте зарегистрирована «Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства», которую утвердил Минстрой РФ Приказом от 21.12.2020 г. №812/пр. Стоит отметить, что на момент начала апреля вышеупомянутые «устаревшие» методики 81-33 и 81-34 для НР все еще действуют, т. к. не смотря на аналогичную хронологию событий относительно новой методики по сметной прибыли номер 774/пр, утвержденную Минюстом еще 11 февраля 2021 г., ни первая, ни вторая не внесены в состав федерального реестра. Но 21 апреля 2021 г. ситуация поменялась, и параллельно с включением новых методик в состав федерального реестра Минстрой выпустил приказ 245/пр "О признании не подлежащими применению постановлений Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 28 февраля 2001 г. №15 «Об утверждении Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве», от 12 января 2004 г. №5 «Об утверждении Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним», и от 12 января 2004 г. №6 «МДС 81-33.2004. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве»", говорящий о том, что начиная с 1 июня 2021 г. применение приказов 774 и 812 при определении стоимости косвенных затрат в строительстве обязательно.
В соответствии с вышеизложенной информацией справедливо будет заметить, xnj ушедшие в закат нормативы разделялись на 2 методики для разных территорий Российской Федерации (следует сказать, что в них отличались только сами нормативы по приложениям, а методика разработки, состав учитываемых и не учитываемых затрат в большинстве случаев продублированы). Но взамен пришел лишь один документ. В этом как раз и заключается глобальное и первое приведенное отличие. Новая Методика по приказу №812 распространяется на всю территорию РФ. В ней объединены все положения МДСов для разных районов, а данные по нормативам приведены в обобщенных таблицах в приложениях.
Общие положения
При поверхностном визуальном анализе новой Методики с первых мгновений прослеживается фирменный почерк, присущий и другим новым нормативным документам: например, таким, как новая Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ №421/пр или новая Методика по определению сметной прибыли №774/пр. Полностью отсутствуют реквизиты разработчиков, органов рассмотрения, принятия и введения в действия. Так же как и введение. Справедливо заметить, что рассмотренные ранее общие положения приказа 774/пр имеют весьма сжатый объем информации, также как и ОП методики №812. В отличие от устаревших Методик, в которых четко раскрывались указания о лицах, обязанных придерживаться ее рекомендаций, уже традиционно, положения новой Методики сформулированы достаточно расплывчато. В пример приведу общие положения МДС 81-33 (рис. 14) и приказа 812/пр (рис. 15)
Немного отходя от темы, замечу, что в соответствии с п. 3 ОП приказа 774 (новая Методика по СП) «При составлении сметной документации на строительство объектов капитального строительства сметная прибыль определяется в рублях и отражает усредненные по видам работ затраты строительных организаций, учитываемые в составе сметной стоимости строительства». В приказе №812 таких данных не имеется, так же как и в старых МДСах. Чем это обусловлено, неизвестно. Если Вы знаете ответ на этот вопрос либо если располагаете какими-либо предположениями, было бы отрадно увидеть их в комментариях в обсуждении данной статьи.