17.12.2021

Анализ проекта изменений в разделы VII-IX. ПНР и ССРСС. Часть 5

В продолжение анализа общих положений проекта изменений в приказ №421, рассмотрим последующие пункты по порядку. Они имеют прямое отношение к порядку определения стоимости комплекса пуско-наладочных работ. Начнем с пункта 27 приказа 258, который предполагает изложить пункт 122 приказа 421 в альтернативной редакции. Она уточняет на основании чего определяется сметная стоимость пусконаладочных работ. В редакции проекта это утвержденные заказчиком программа и график. В нативном тексте методики данного положения не содержалось, что очевидно было справедливым следствием возникновения вопросов, касаемых особенностей определения сметной стоимости комплекса специальных монтажных работ. Этим же пунктом исключен абзац, ссылающийся на структуру полного комплекса ПНР из приложения 8 при отнесении стоимостей «вхолостую» и «под нагрузкой» и пунктом 28 проекта изменений перенесен в п.123 приказа 421. На этом изменения, предлагаемые проектом в раздел VII, посвященный пусконаладочным работам заканчиваются. Следующая порция изменений касается уже раздела XI «Сводный сметный расчет стоимости». Касательно объектного сметного расчета в 258/пр никаких изменений не содержится.

Пункт 29 проекта изменений дополняет п.136 положением, в соответствии с которым разъясняется порядок определения резерва средств на непредвиденные затраты, а также затрат, включаемых в главы 8-12 ССРСС при расчете стоимости базисно- индексным методом. В этом случае пункт 139 предписывает разрабатывать отдельные сводники в базисном и в текущем уровне цен. Пункт 29 в этом вопросе уточняет, что указанные затраты должны учитываться и в обоих ССРСС за исключением случаев, когда правовыми актами РФ определен иной порядок определения стоимости отдельных видов затрат из базисного в текущий уровень цен.

Пункты 31,32,33 и 34 проекта изменений- положения касаемо затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям. Изменения предлагают изложить пункты 153,154 и 157 в альтернативной редакции (рис 14).

Рис 14

Если вкратце и о самом важном, то пункт 31 уточняет, что временные специальные вспомогательные сооружения и устройства не входят в состав затрат главы 8 ССРСС и должны учитываться непосредственно в ОСР дополнительно.

Следующим рассмотрим пункты 34,35 приказа 258. Проектом предусматривается внесение дополнений в подпункты 161.1 и 161.2 актуальной методики. Пункт 161 описывает учет банковской гарантии в рамках сводного сметного расчета. Эти затраты должны включаться в девятую главу. Изменения предусматривают 2 подпункта 161.1 и 161.2. Первый предусматривает учет дополнительных расходов на разработку ППР для объектов, перечисленных в статье 48.1 Градостроительного Кодекса РФ. Размер затрат составляет 20% от стоимости разработки соответствующих разделов рабочей документации. В соответствии с ГрК РФ это относится к особо опасным и технически сложным, а также уникальным объектам (например, высота которых более чем 100 метров). Так же это относится к объектам использования атомной энергии, гидротехническим сооружениям первого и второго классов, объектам космической инфраструктуры. При этом, затраты на доработку ППР определяются по нормативам, включенным в ФРСН.

Следующий пункт - 161.2. Он предусматривает включение в 9 главу средств на премирование работников подрядных организаций за досрочный ввод в эксплуатацию объектов, по которым принято соответствующее решение Правительства РФ. Проектом указано, что это будет ровно 2% от сумм строительно- монтажных работ. Вычислять их предлагают посредством применения коэффициента 0,02 к сумме итогов СМР с первой по седьмую главу по графам сводного сметного расчета 4 и 5. При этом срок сокращения должен быть не менее 5% от продолжительности, предусмотренной ПОС.

Хотелось бы отметить, что досрочный ввод в эксплуатацию объектов это один из положительных эффектов внедрения ТИМ, ведь эта концепция предполагает снижение сроков подготовки документации на любом из этапов жизнедеятельности объекта. Это достигается посредством заблаговременных обнаружений возможных коллизий и проблемных точек проекта, сокращение сроков подготовки сметной документации (BIM- смета), возможности формирования цифровых ППР по BIM- смете. Только вот возникает вопрос, а каким образом оно будет закладываться в сметную стоимость, если заранее нельзя предугадать, получится ли досрочно сдать проект в эксплуатацию? С BIM САПРами и интегрированными в них или использующими данные ИМ решениями (к примеру TrioBoxWIZARD для BIM- смет и цифровых графиков по ним, Signal для управления строительными процессами, Synergy system для формирования эксплуатационной модели и оптимизации процессов содержания т.п.) такое премирование более прогнозируемо. А что при стандартном подходе? Как обосновать применение коэффициента премирования в составе ССРСС? Если есть предположения, то не стесняйтесь делиться ими, крайне интересно узнать ваше видение ситуации.

Подводя итоги анализа основной части проекта изменений 258, справедливо заключить, что предложенная Минстроем редакция приказа 421 обрела более строгий и логически понятный вид. Внесением этих изменений будут не только закрыты некоторые вопросы, появившиеся после перехода сметного ценообразования на новый базис нормативной документации, но и усилены позиции касательно планового перехода на ресурсный метод расчета, а также трансформации строительной отрасли в цифровую среду и внедрении технологий информационного моделирования в вопросы определения сметной стоимости. Субъективно к таким изменениям можно относиться по- разному, но я склонен считать, что с учетом бурного развития строительной отрасли подобные перемены стимулируют прогресс, оптимизируют и переносят протекающие внутри процессы на более высокий эффективный уровень. Мы эволюционируем в вопросах повышения скорости и точности оценки сметной стоимости, а также эффективности использования этих данных в любой момент жизненного цикла объекта и ускорения процесса необходимы подобные толчки. На этом тезисе аналитику общих положений предлагаю завершить и перейти к обзору изменений в приложения, которые станут актуальными после согласования проекта изменений в Минюсте и включении приказа 258/пр в ФРСН.

Продолжение следует