28.12.2021

Проект изменений в ОСР и состав рекомендованных затрат в ССРСС. Заключительная часть

В третьей части статьи был рассмотрен вопрос положений проекта изменений в пункт 42 приказа 421, который отвечает за округление расчетных значений форм сметной отчетности. Напоминаю, что в редакции п. 14 приказа 258/пр, вне зависимости от метода расчета, итоговые показатели ЛСР округляются до целых рублей. Для сводных форм порядок округлений остался прежним. Это стало причиной внесения соответствующих изменений в приложение 2, точнее в примечания к нему. Пункт 16 примечаний к проекту регламентирует округление итоговой графы (12) до целых.

Продолжая разговор об округлении, внесены поправки и в другие примечания, относительно граф, в которых записываются расчетные значения. В нативном тексте методики пункт 6 примечаний к приложению 2 учитывал округление результирующего значения применения поправочных коэффициентов к ЗТ и ЗТМ, записываемого в графе 6, до 7 знаков после запятой (в соответствии с п.56 приказа 421). Но он не учитывал округления результатов расчета ставок поправочных коэффициентов к НР и СП (про них попросту ничего не сказано). Не будем уже говорить о том, что следующее положение, отраженное в примечании, математически не имеет смысла для НР и СП, т.к. требует их округление до 7 знаков после запятой. Пункт 7 примечаний к прил. 2 приказа 258 (рис. 20)

Рис. 20

закрывает этот вопрос и требует округлять результат взаимодействия поправочных коэффициентов к НР и СП до 7 знаков после запятой.

И последний момент, посвященный таблицам по приложениям 2,3,4 и их проекту изменений. Графа 3 (наименование) должна содержать «максимально полное описание материальных ресурсов и оборудования, отсутствующих в КСР учетом их характеристик и расчетом текучей стоимости». Например, для котлов: рабочее давление, емкость, мощность, количество контуров обогрева, наличие автоматики и т.п., а также текущую сметную стоимость в формате формульного выражения. Например, отпускная цена + заготовительно- складские расходы + транспортировка. Не будем забывать и о рассмотренных в рамках анализа общих положений проекта изменений и примечаний к ним вопросах дополнительной перевозки. Для таких строк в графу 2 необходимо заносить данные по положениям п. 63 приказа 421 (рис. 21)

Рис. 21

Методика заполнения шифра такой затраты также приведена и в п.14 приказа 258, а вот пример составления рассмотрен в одном из видеоуроков, посвященных ресурсному методу расчета по новой методике 421, в т.ч. и с учетом проекта изменений. При желании можете ознакомиться с ним на официальном ютуб- канале «Визардсофт» среди остального обучающего и информационного сметного контента.

Следующее изменение касается также затрат на перевозку, но уже в рамках объектного сметного расчета. С учетом проекта изменений, форма оср из приложения 5 к приказу 421 будет содержать отдельную строку, отражающую затраты на перевозку (рис. 22)

Рис. 22

В соответствии с пунктом 4 примечаний к приложению 5 приказа 258пр, перевозка показывается отдельной строкой в итогах графы 8 объектной сметы, за исключением случаев, приведенных в п. 63 приказа 421.

Следующим в очереди изменением является изменения перечня затрат, рекомендованных к применению в главах с первой по девятую сводного сметного расчета. За них в актуальной методике отвечает приложение 9. Приказом 258 в главу 9 ССРСС предполагается включение затрат, связанных с привлечением иностранных граждан, если в РФ не нашлось специалистов требуемой квалификации. В приложении 9 эта затрата находится под п. 2.26, а ее количество определяется по пунктам 13-21 приказа 421, с учетом положений 115-ФЗ о правовом положении иностранных граждан на территории РФ. Полученные затраты включаются в графы 7 и 8 девятой главы сводника.

Аналогичная ситуация и с п.2.27 приложения 9 проекта изменений. Только речь здесь идет о затратах, связанных с привлечением юридических лиц, не зарегистрированных на территории РФ, если на территории РФ отсутствуют организации, выполняющие эти специальные виды работ и на эти работы нет расценок. Размер таких затрат определяется также по п. 13-21 приказа 421, результат расчета включается в графы 7 и 8 девятой главы ССРСС.

И последними в списке изменений приведу ранее уже рассмотренные затраты в рамках анализа изменений главы 9 общих положений приказа 421, посвященной сводном сметному расчету. Пункт проекта изменений 2.28 предполагает включение в 9 главу ССРСС затраты на премирование подрядных организаций за досрочный ввод объекта в эксплуатацию. Определяются они по п.162.2 приказа 421 и включаются в графу 7 и 8 сводного сметного расчета. Необходимо упомянуть, что такие премии возможны только в случае, если для такого вида объектов Правительством РФ принято соответствующее решение. Более детально данный вопрос был рассмотрен в пятой части данной статьи.

Последним приложением в проекте изменений предлагается перечень поправочных коэффициентов. В рамках статьи можно было бы привести сухую выжимку по аналитике диапазона среднего значения изменения показателя поправочных коэффициентов приложения 10 для разных его таблиц или отдельных его пунктов. Но учитывая, что этот вопрос можно раскрыть в более широком смысле, а также немалый объем текущей статьи, напишите в комментариях что это было бы для вас полезно и интересно, а я, при наличии спроса, займусь разработкой нового материала.

Касаемо аналитики приказа 258 и его положений, можно сказать, что на этом вопрос можно закрывать. В завершение данной статьи постараюсь в общих чертах подвести итог. Проект изменений в приказ 421 это не просто результат работы над ошибками разного характера, от грамматических, до смысловых. Не просто дополнение отдельных пунктов важной информацией, делающей положения приказа 421 ясными и в полной мере проработанными. Это результат выполнения этапов плана Минстроя по переходу на ресурсную модель расчета (в рамках мероприятий по поддержанию и совершенствованию БИ метода, а также с 2022 года перехода на ресурсно- индексную модель расчета сметной стоимости). Это формирование базиса для подключения системы ценообразования к вопросам цифровизации строительной отрасли, использования ТИМ для определения сметной стоимости. Первая часть статьи начиналась с «подвешенного состояния системы ценообразования, строительной отрасли», а последняя часть закончится тем, что это состояние- неотъемлемая часть процесса трансформации. Процесса формирования более качественной и экономически эффективной модели строительной отрасли в нашей стране. И по мере преобразования мы вынуждены прощаться со старым и принимать новое. На конец декабря 2021 приказ 258/пр еще не включен в ФРСН. Соответственно, его рекомендации и изменения пока не актуальны. Надеюсь, что данная статья была полезной и поможет более быстро сориентироваться в ситуации, когда приказ 421 выйдет с учетом изменений проекта. Более того, уверен, измененная методика станет очередным вехам на пути к модернизации строительной отрасли. Желаю всем огромной удачи и исполнения желаний в новом году!