11.05.2021

Новая методика по определению нормативов накладных расходов. Приказ 812. Рекомендации к разработке. Часть 2

Автор:
Подолянский Константин Владимирович,
аспирант СПБГАСУ (каф. "Экономика строительства"),
преподаватель ИПАП


Рекомендации к разработке НР


Дальнейшее повествование предлагаю держать в соответствии со структурой новой Методики. В продолжение визуального анализа содержания приказа 812 после общих положений можно наблюдать рекомендации по разработке нормативов накладных расходов. Обращаясь к составу МДС 81-33, можно проследить, что в составе старой Методики этому вопросу посвящены 2 раздела: "Организация разработки нормативов НР" и "Порядок разработки нормативов НР". В них были описаны инстанции, компетентные в разработке норм, рассмотрении и утверждении проектов, а также в финальной стадии — экспертизе. В разделе 2 новых методических указаний не содержится таких сведений. Более того, если изучить пункты, содержащиеся в указанном разделе, быстро приходит понимание, что там содержатся и общие положения для районов Крайнего Севера и районов, приравненных к Крайнему Северу. Неудивительно, ведь ранее было упомянут факт, что новая Методика объединяет в себе 2 нормативных документа, МДС 81-33 и 81-34.

Пункт 4 говорит о дифференциации нормативов НР в соответствии с территорией, где осуществляется строительство. Здесь стоит уделить внимание отличию, которое касается 34-го МДС. Прижившаяся абревиатура "ПРКС" расширена в новой Методике до "МПРКС", где "М" — это сокращенная "Местность". Таким образом, сборники ПРКС будут переименованы на МПРКС. Изменения не обошли стороной и аналогичные сборники из 33-го МДС. Как уже было отмечено выше, сборники продифференцированы по территории строительства. Ранее в обиходе были сборники РЦР — "Район Центральной России", отвечающие за территории, не относящиеся к РКС и ПРКС, и в некоторых случаях разработанные для конкретных городов компетентными органами. Например, "РЦР-2001 Санкт-Петербург" от РЦЦС и "РЦР-2001 Санкт-Петербург эталон" от локального Центра мониторинга.

В соответствии с положениями пункта 4 приказа 812 введено понятие "Территория". Цитирую: "Для территории, не относящейся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (далее Территория)". Как было отмечено ранее, нет конкретных ссылок на органы, которые будут регулировать разработку нормативов, проводить их аудит и утверждать сформированные проекты. Но отмечу, что в стоответствии с информацией, размещенной во втором разделе приказа 812, это будет реализовано для сборников сметных норм и единичных расценок, внесенных в состав ФРСН.

Немного отходя от темы, приведу пример. В составе обновленных баз косвенных затрат в ПП SmetaWIZARD уже содержатся обновленные сборники в соответствии с приказом 774/пр (новая Методика СП) и приказом 812/пр (новая Методика НР). Их можно получить, обратившись к инженерам технической поддержки или воспользовавшись функционалом автоматического обновления баз данных. Так или иначе, в ряду сборников косвенных затрат можно будет заметить пополнение, а именно: МРКС ("М" добавлена в данном случае только для визуального отличия от РКС по старым методикам), МПРКС и Территория. Следовательно, после внесения парных 774-го и 812-го приказов в федеральный реестр следует незамедлительно обновить состав нормативных сборников.

Относительно второго раздела новой Методики следует добавить, что весьма приметное глазу сокращение количества положений по разработке нормативов связано с тем, что упразднены следующие виды нормативов:

  • Укрупненные нормативы по основным видам строительства;
  • Индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.

Таким образом, единственными по виду функционального назначения и масштабу применения остаются нормативы по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), работ по капитальному ремонту оборудования, пусконаладочных и прочих видов работ (далее "видам работ"), предусмотренные соответствующими сборниками ГЭСН. Следовательно, и все былые поправки, вместе с обосновывающими их применение документами, уходят в небытие.

Учитывая объединенную, дифференцированную по территориям, область распространения положений новой Методики, следует отметить положения относительно РКС и МПРКС в составе раздела 2. Пункт 8 сообщает о том, что формирование ставок НР по видам работ для РКС и МПРКС общеотраслевого показателя производится посредством применения к нормативам накладных расходов по видам работ для "Территории" поправочных коэффициентов. Поправки рассчитываются как отношение общеотраслевого показателя величины НР (РКС или МПРКС) к среднеотраслевому показателю величины НР (РКС или МПРКС). Напомню, что ранее нормативы определялись на основе федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции подрядных организаций, а также отдельных организаций-представителей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Также стоит обратить внимание, что в приложениях к новой Методике не содержится среднеотраслевых показателей. В старых МДСах последним приложением выступали как раз среднеотраслевые (или усредненные по отраслям) показатели по статьям затрат. Но уже который раз отмечаю, что Методика теперь всероссийская, и поэтому в ее единственном приложении приведены нормативы для Территории, РКС и МРКС.