Принципиальный критерий, влияющий на корректный выбор сметно-нормативной базы (СНБ) – это источник финансирования строительных работ и территориальное расположение объекта.
В случае, когда в качестве финансовой поддержки выступают частные инвестиции, выбор нормативно-технической документации – индивидуальная прерогатива каждого заказчика в отдельности. Смета может быть заказана в государственной базе или могут устанавливаться собственные коммерческие расценки.
Иначе дело обстоит, когда денежный капитал привлекается из государственного бюджета: здесь номенклатура нормативов должна строго соответствовать национальным СНБ.
При возникновении любых спорных вопросов, касающихся корректности привлечения той или иной нормативной базы при составлении сметы, не мешкайте и воспользуйтесь профессиональной консультацией сотрудника одной из специализированных компаний. Менеджеры подобных организаций предоставят исчерпывающий ответ на любой интересующий вас вопрос: правила расчета смет и выбор СНБ, возможные источники финансирования строительства (собственные средства, государственный и/или федеральный бюджеты), стоимость оказания услуги.
Классификация СНБ при бюджетном источнике финансирования
Требования к составлению смет в случае, если финансирование производилось из государственного бюджета, установлены в базах:
- Федеральная сметно-нормативная (ФСНБ или ФЕР) – строительный объект расположен в пределах Москвы, отчисления производились из федерального бюджета.
- ТСН-2001 и СН-2012 – финансирование осуществлялось из бюджета столицы.
- Территориальная сметно-нормативная (ТСНБ или ТЕР) конкретного региона – при финансировании из любой категории бюджета других субъектов страны. Если подобной ТСНБ или ТЕР нет в наличии или она находится на стадии разработки и утверждения, то может привлекаться ФЕР.
Примечательно: на территории Российской Федерации законодательно установлен Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН), который используется для расчета сметной стоимости возведения капитальных объектов, где привлекались источники федерального бюджета.
Содержание федерального реестра сметных нормативов
В ФРСН собраны самые разнообразные категории технических нормативных правовых актов:
-
Постановления Министерства строительства России. Включают справочные материалы расчета базовой стоимости на возведение:
- энергетических объектов (котельные, электростанции, ЛЭП и т. д);
- объектов индустрии машиностроения;
- агропромышленных комплексов;
- заведений общепита.
- Постановления Госстроя России. Определяют ценообразование на объекты промышленного назначения, а также предоставляют методические указания по разработке расценок на специальные строительно-ремонтные работы и монтаж производственного оборудования.
- Письма Росстроя и Госстроя СССР. Устанавливают цены на строительство объектов химической и нефтяной отраслей, автомобильных и подшипниковых фабрик, дорожных и коммунальных предприятий.
- Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам. Устанавливают единые строительные нормы на проведение монтажных и ремонтных работ.
- Приказы Минрегиона России. Включают справочники базовой стоимости для возведения объектов связи, жилищно-коммунальных хозяйств, а также объектов инженерной инфраструктуры.
Для справки: по состоянию на 9 ноября 2020 года реестр сметных нормативов насчитывает 374 единицы различных законодательных документов.
Если Вы хотите узнать больше о сметном нормировании, способах составления смет и применении нормативных баз, ИПАП раз предложить Вам курс «Сметное нормирование и ценообразование в строительстве».