25.11.2021

Аналитика проекта изменений в новую методику определения сметной стоимости. Хронология событий и начало анализа. Часть 1

Введение.

Сфера ценообразования в строительстве находится в подвешенном состоянии начиная с 2017 года. Тогда Минстрой объявил переход отрасли на ресурсную модель расчета сметной стоимости. Соответственно, это спровоцировало собой проведение массы мероприятий по обеспечению перестроения существующей системы. Был выбран вектор направления, определены промежуточные этапы дорожной карты, выпушена масса постановлений, писем, нормативных документов. Наконец была запущена и начала заполняться ФГИСЦС, выпущена новая методика определения сметной стоимости (приказ 421/пр), Минстроем в конце 2021-го года анонсирована база ФЕР ред. 2022 в уровне цен 01.2022, появление и включение в ФРСН которой станет последним шагом, косвенно говорящем о полном завершении трансформации. Окончательный переход прогнозируют к началу II квартала 2022 года. На данный момент (начало декабря 2021г.) релиз базы не вышел, поэтому поговорим о не менее важном вопросе- нормативном. Речь идет о новой методике, которая стала одним из завершающих этапов эволюции вопроса введения ресурсной модели. Несмотря на то, что приказ кроме ресурсного метода ориентирован в том числе и на базисно индексный, при анализе в нем просматриваются предпосылки многих событий, сопутствующих переходу на расчет стоимости в актуальном уровне цен. Крайне актуально поговорить о новой методике становится, когда встает вопрос о внесении в него изменений, вернее, актуально поговорить каким он будет после внесения в Федеральный реестр проекта изменений в приказ 421/пр- приказа 258/пр. В данной статье приведен обзор изменяемых пунктов и анализ изменений. Также, приводятся открытые для обсуждения инженерами- сметчиками вопросы, рассуждение о которых требует их компетенций и опыта.

Хронология.

Начнем с того, что 26.04.2021 вышел приказ № 258/пр, предполагающий внесение изменений и дополнений в Методику 421/пр. Этот шаг со стороны Минстроя стал поводом для беспокойства и обсуждений в кругах специалистов СДО. Не успели сметчики освоиться в положениях «новой методики» (приказ 421/пр от 04.08.2020), как пол года спустя их предлагают скорректировать. Немудрено, что замена недавно установленного регламента методических указаний вызывает не только массу вопросов, но и немалую долю дискомфорта. Но все ли так печально? При изучении документа порой возникает ощущение, что эти изменения- результат работы над ошибками, начиная от графических (в большинстве приведенных в теле приказа 421 формул расчета элементов прямых затрат), заканчивая смысловыми, являющимися результатом не так давно появившейся тенденции внутри Минстроя начинять документы трехэтажными предложениями, состоящими, по большему счету, из множества причастных оборотов. Однозначно, многие согласятся, что содержание отмененного МДС 81-35 было на порядок более читаемым и понятным. Но результат исправлений дал ответы на многие вопросы. К примеру, в самом начале приказа 421, после прочтения п.3, возникает ощущение, что методикой необходимо руководствоваться только при определении сметной стоимости строительства, реконструкции или капитального ремонта. А что текущим ремонтом или ремонтом автомобильных дорог? И подобные моменты часто всплывают при углубленном анализе новой методики, а задача проекта изменений их закрыть, что он и выполняет. Предлагаю ознакомиться с закрытыми вопросами, а также, поднять новые появившиеся. Изменения Минстрой предлагает ввести в 49 пунктов приказа 421 и в 9 приложений к нему, содержащие таблицы коэффициентов и спецификации на вид представления различных сметных форм, а также в некоторые пункты примечаний к этим приложениям. Всего изменений на 87 страниц. Предлагаю провести обзор и анализ этих пунктов и осуществить это по порядку. Но обращать внимание лишь на значимые, игнорируя изменения исправляющие графические и пунктуационные ошибки.

Анализ изменений. Общие положения. Часть 1.

Первый пункт проекта изменений дает ответ на вопрос, поднятый в введении. В соответствии с п.1 258, пункт 3 приказа 421 дополнен абзацем о том, что по решению тех заказчика или застройщика положения приказа могут применяться не только для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, но и текущего ремонта, ремонта автодорог и стоимости строительства некапитальных строений или сооружений.

Четвертый пункт новой методики в оригинальном исполнении поясняет, чем определяется сметная стоимость строительства. Пункт 2а проекта изменений исправляет смысловую ошибку, выраженную здесь в виде тезиса: «сметная стоимость строительства определяется сметой на работы по сохранению культурного наследия». А дополнениями пункта 2б приказа 258/пр внесена ясность по поводу сметы по сохранению объектов культурного наследия. Она разрабатывается в составе проектной документации, в соответствии с требованиями 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а не по Постановлению Правительства № 87, как подразумевал нативный текст 421/пр.

При анализе пункта 6 в приказе 421 формируется ясность, что только стоимость строительных работ и работ по монтажу оборудования определяется как сумма прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли, а также отдельные виды затрат, относимые к СМР только в случае расчета стоимости строительно- монтажных работы. Что же с ремонтно- строительными и реставрационными работами? Пункт 3 приказа 258/пр закрывает этот вопрос. В соответствии с ним в ремонтно-строительные и реставрационные работы теперь включены накладные расходы и сметная прибыль, а не только в смету на СМР, как завещал оригинальный 6й пункт 421/го приказа.

Следующий пункт проекта изменений, т.е. п.4, достаточно важный. В соответствии с ним….. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ